Женский журнал
WomenMagazine.ruДобавь в закладки!Форум

Детское здоровье: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ


Тема: Дети / Детское здоровье
Школьник«Если встать в роли постороннего наблюдателя и спросить учителей, - кто виноват в возникновении конфликтов с учениками и их родителями?», то большинство ответит, что ученики и их родители. Если аналогичный вопрос задать двум последним категориям населения, то ответ будет прямо противоположным "учителя". Кто же прав? Ситуация весьма неоднозначна, т.к. проблема конфликта между двумя оппозиционными сторонами имеет многоплоскостной характер. И дело здесь не в том, что одни хорошие, а другие - плохие. Естественно, что в одном материале охватить и квалифицированно осветить все проблемные аспекты нашей школы просто невозможно, поэтому остановимся для начала на проблеме учеников, как одной из конфликтующих сторон.

Еще древние говорили, что "легче устранить причину, порождающую зло, чем бороться с ним". Почему же современный ученик является в ряде случаев причиной конфликта? Представления о характере своих детей, их образе мышления, восприятия, уровне сознания, специфике мировоззрения, характере и содержании проблем приблизительны в лучшем случае у родителей, а чаще предельно искажены. И в роли заблуждающихся выступают не только представители рабочего класса, но с почти той же частотой - работники преимущественно умственного труда. Одно из главных заблуждений состоит в том, что взрослые считают, что социальные и политические, идеологические и экономические, нравственно-психологические проблемы нашего общества, актуальные для старших, совершенно не касаются их детей. Безусловно, ребенок не может дать глубокий и всесторонний анализ тем явлениям общественной жизни, которые так или иначе воспринимает (не обязательно осмысленно), но это отнюдь не означает, что все проходит бесследно для его сознания.

Аналогичное мнение и об отсутствии значительного влияния конфликтов между отцом и матерью, между родителями и детьми и даже между детьми (если их несколько в семье) на процесс формирования и развития того или иного "несмышленыша". В действительности же, реальная ситуация выглядит совершенно иначе. Даже если ребенок 5-8 лет и не участвует в том или ином событии (или конфликте) непосредственно, то так или иначе он оставляет в своем уме или душе воспоминание как приятное, так и неприятное. Со временем происходит "переход количества в качество" и те мимолетные реакции на отдельные события складываются (не всегда в арифметическом порядке) и преобразуются либо в элемент будущего мировоззрения, нередко по принципу подражания тем, кто у них вызывает симпатию, либо в черту характера.

В первом случае ребенок уже сознательно относится ко многим событиям аналогичного характера т.е. понимает как в некоторых случаях надо и как не надо себя вести в общении с окружающими, нередко и с родными в том числе. Во втором случае ребенок реагирует на ситуацию подсознательно, никак не объясняя мотивов своего поведения. Большинство семей можно разделить на две основные группы, в зависимости от типа отношений родителей к детям. Первая - воспитание в стиле "золушки", когда ребенка наказывают за малейшую провинность, подвергая еще и частымоскорблениям и унижениям, сомнению ценность его личности, его дела, главные добродетели, которые еще имеются в нем. Таким образом, формируется комплекс неполноценности. Дети из таких семей часто очень робки, застенчивы, тревожно-мнительны и неуверенны в себе. У них заниженный уровень притязаний.

Многие из них попадают под влияние отрицательных лидеров-ровесников, невольно становясь участниками их проделок, нередко даже различного рода мелких правонарушений, подражая лидерам в остальных моментах попытками самоутвердиться в глазах окружающих и своих собственных (пытаясь таким образом компенсировать дефицит свободы и самостоятельности, значимости и уважения в родительской семье), используя не самые удачные ситуации, средства и способы.

Если сюда добавить невротическое состояние от жестокого обращения родителей (даже если при рождении ребенок имел абсолютно здоровую нервную систему), то будет понятно, что при столь высокой учебной нагрузке в школе и дома, что имеется в настоящее время, такой ребенок будет быстрее уставать, чаще впадать в отчаяние от своих неудач, допускать более серьезные ошибки из-за рассеянности, теряться при малейшем нажиме учителя у доски, напрочь забывая даже то, что выучил почти наизусть. Нередко отсюда или уход в себя или демонстративность поведения с вызывающей окраской.

Второй тип семей отличается воспитанием детей в стиле "принцессы", когда ребенка постоянно и необоснованно (или в большей степени необоснованно) балуют, прощают ему любые шалости и проступки, формируя капризного и привередливого эгоиста, главным девизом которого служит только личная выгода и преимущественно материального характера. Такие дети ни в чем не знают отказа и запрета, понятие о дисциплине и порядке у них более чем расплывчатое. Естественно, что и на уроках в школе они остаются верными своим привычкам, создавая массу проблем для любого учителя.

Если с причинами психологической патологии как-то более или менее ясно, то психическая патология имеет самые различные истоки. Это может быть врожденная патология, возникающая в результате отрицательного воздействия какого-либо внешнего фактора на плод, например, инфекционное заболевание у матери во время беременности, прием алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, обладающих в той или иной степени тератогенными свойствами (вызывающими патологию плода). Имеются и определенные психические заболевания (шизофрения, эпилепсия, олигофрения, психопатия и др.), которые передаются генетически и не зависят от внешних факторов, хотя неблагоприятные факторы могут способствовать более раннему началу той или иной болезни и ее более тяжелому течению. Достаточно серьезные изменения могут возникнуть и в процессе родов - после асфиксии (кислородного голодания головного мозга) от обвития пуповины, узкого таза матери, от различных приспособлений для ускорения родового процесса, позднего оживления новорожденного, ранней отслойки плаценты, затяжных родов и еще многого другого. И после родов опасности не исчезают: травмы головного мозга, тяжелые инфекции до 3 лет, массивные ожоги тела, применение наркоза (в ряде случаев) до 5 лет.

Наследственная или приобретенная патология головного мозга во многих случаях является основной причиной появления у детей конфликтности, драчливости, жестокости и других отклонений в поведении. Только психиатр или психоневролог могут выяснить какой характер имеют особенности поведения того или иного ребенка - психологический или психический (путь коррекции каждого из этих двух типов патологии совершенно различный) и дать рекомендации по их устранению или уменьшению.

Нередко родители таких детей или вообще не ходят вшколу и не интересуются успехами своих детей или же видят в лице учителя только робота, которого государство обязало учить их "свехталантливое" детище, несмотря на все многочисленные особенности и странности этого "чада". Если же учитель пытается донести до сознания родителя, что линия семейного воспитания не совсем удачна или же здоровье ребенка, и в первую очередь умственное или психическое, требуют пристального внимания, то кроме раздражения и возмущения, жалоб и конфликтов со стороны родителей, больше никакой реакции в подавляющем большинстве случаев не следует. А больше всего сил (особенно моральных) уходит у учителя на тех, у кого по тем или иным причинам изменена психика (по последним данным только половина первоклассников имеет здоровую нервную систему). В результате те, к то способен хорошо учиться и хотят этого, получают настолько мало внимания со стороны учителя, что порой сами попадают в число отстающих учеников.

Хотелось бы максимально серьезного отношения всех сторон проблемного треугольника к здоровью каждой из сторон и чтобы в решении любых вопросов все были союзниками, но никак не противниками. А родителям школьников следует помнить о том, что они делают общее дело со школой, взаимно дополняя друг друга, а не исключая вклад каждого. И не стоит перекладывать родительские обязанности на плечи учителей. Они могут только что-то подсказать родителям, а уже те должны прини­мать адекватные меры. Чем раньше родители узнают об особенностях нервной системы их ребенка, тем больше шансов у них будет максимально быстро и полно исправить выявленные нарушения, пока "не стало поздно". Кроме этого, специалист всегда сможет подсказать наиболее оптимальную методику воспитания, своего рода "золотую середину" между "золушкой" и "принцессой".

Вся система народного образования для решения не только конфликтных вопросов, но и для их профилактики может приглашать в плановом порядке в школы психиатров и психологов для проведения обследований не только с целью выявления детей с умственной отсталостью, которых следует перевести в спецшколы, но и для чтения лекций для учителей и родителей, для помощи в разработке более гибких и дифференцированных методов и структур обучения и воспитания детей как с теме или иными нервно-психическими нарушениями и интеллектуально-психологическими особенностями их личности, так и для выявления одаренных детей с определением самых перспективных направлений их гармоничного развития.

Проведение ежегодных профилактических психологических обследований абсолютно всех учеников с регистрацией в специальной индивидуальной интеллектуально-психологической карте учащегося всех полученных результатов позволят ближе по дойти к пониманию того, почему тот или иной ребенок так или иначе себя ведет в общении с ровесниками и учителями, чем вызвано изменение его успеваемости, насколько успешно идет для него обучение и воспитательный процесс, какое влияние оказывает семья.

Такого рода обследования, выполненные профессионалами, помогли бы избавиться от "ярлыков" для учеников, от субъективной оценки их учебных успехов и личности в целом. Не секрет, что большинство учеников сохраняют определенный уровень успеваемости с начальных классов и до окончания школы, попадая в жесткие тиски учительской "классификации": "двоечник", "троечник", "хорошист", "отличник". Практически не бывает, чтобы ученик поднялся на принципиально более высокую ступень в этой градации, т.к. вначале его просто не выпускают из привычного для учителя диапазона оценок, а потом и сам ученик настолько привыкает к своему положению, что почти не в силах преодолеть имеющийся не столько интеллектуальный, сколько психологический барьер, созданный и учителями и родителями.

Родителям и учителям также неплохо знать информацию о том, куда они могут обратиться за квалифицированной помощью диагностического и лечебного характера, не рискуя при этом попасть в неприятную для себя ситуацию ни в настоящем, ни в будущем. Получить консультацию и лечение можно в амбулаторных и стационарных отделениях при научно-исследовательских институтах психиатрии, консультативных отделениях при некоторых психиатрических больницах с оформлением официальной документации и в различных медицинских и психологических центрах и кооперативах абсолютно анонимно.

А.Алтунин, доктор медицинских наук http://health.sarbc.ru/

Оценить эту статью:          

 
Женский журнал



Copyright © 2004-2016 WomenMagazine.ru, Связаться с нами.
размещение рекламы в интернете